Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
№257 учебника 2011-2018 (стр. 104):
Учимся собирать и систематизировать информацию. Ещё раз прочитайте текст упр. 238. Подготовьте пересказ третьей и четвёртой частей текста, иллюстрируя каждый абзац примерами из упражнений § 24.
№257 учебника 2019 (стр. 96):
№257 учебника 2021-2022 (стр. 96):
1. Составьте и запишите словосочетания, используя слова из правого и левого столбиков. Вслух прочитайте словосочетания, соблюдая правильное произношение.
жалостный* [сн] /жалостливый [с’л’] и [сл’] (песня, человек, взгляд, стон, голос)
дождливый* [жд’] и [ж’], дождевой* [жд’] и [ж’] (вода, год, потоки, сезон, погода)
2. Определите способ образования каждого из однокоренных прилагательных.
№257 учебника 2020 (стр. 107):
Используя данные примеры, расскажите об образовании степеней сравнения имён прилагательных. Как называются формы, данные в левом и правом столбиках?
удобный, удобнее (ей), более (менее) удобный близкий, ближе тонкий, тоньше, | удобнейший, самый (наиболее) удобный тончайший, самый (наиболее)тонкий |
№257 учебника 2023-2024 (стр. 97):
1. К существительному доброта запишите синонимы и антонимы. Проверьте себя по словарику синонимов и словарику антонимов и дополните перечень слов.
2. Найдите в перечне синонимов и антонимов однокоренные слова. Чем объясняются различия в лексическом значении этих слов?
3. Выберите одно из записанных вами имён существительных и выполните его морфологический анализ.
№257 учебника 2019 (стр. 96):
№257 учебника 2021-2022 (стр. 96):
Обратитесь к теме "Морфемный анализ".
№257 учебника 2020 (стр. 107):
Памятка: степени сравнения имён прилагательных.
№257 учебника 2023-2024 (стр. 97):
Памятка: морфологический разбор существительного.
№257 учебника 2011-2018 (стр. 104):
Употребление имён прилагательных придаёт речи выразительность. Слова этой части речи помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, передать настроение автора. Особую выразительность художественной речи придают прилагательные-эпитеты, употреблённые в переносном значении: слова — певучие, бездонные, стозвонные, кипучие, горючие и т. п.
В художественных текстах часто используются прилагательные-синонимы (иностранный, заграничный, зарубежный), прилагательные-антонимы (серьёзный - легкомысленный), что помогает добиться выразительности и образности речи.
Употребляются прилагательные и в составе фразеологизмов (каменное сердце).
№257 учебника 2019 (стр. 96):
№257 учебника 2021-2022 (стр. 96):
1. Жалостная песня, жалостливый человек, жалостный взгляд, жалостный стон, жалостный голос.
Дождевая вода, дождливый год, дождевые потоки, дождливый сезон, дождливая погода.
2. Жалостный, жалостливый (← жалость).
Дождевой, дождливый (← дождь).
Прилагательные образованы суффиксальным способом.
№257 учебника 2020 (стр. 107):
Сравнительная степень (левый столбик):
Простая сравнительная степень образуется путём прибавления к основе начальной формы прилагательного суффиксов:
Составная форма сравнительной степени обычно образуется путём прибавления слова более (менее) к начальной форме прилагательного:
Превосходная степень (правый столбик):
Простая форма превосходной степени образуется путём прибавления к основе начальной формы прилагательного суффикса -ейш- (-айш-): удобный - удобнейший; близкий - ближайший.
Составная форма превосходной степени образуется прибавлением слов самый, наиболее к начальной форме прилагательного: удобный - самый (наиболее) удобный; тонкий - самый (наиболее) тонкий.
№257 учебника 2023-2024 (стр. 97):
1. Синонимы: ласка, дружба, забота, сердечность.
Антонимы: злоба, неприязнь, жестокость, бессердечие.
2. Однокоренные слова: сердечность - бессердечие. Различие их объясняется приставкой бес-.
3. 1. Забота - сущ., обозн. предмет.
(что?) забота.
2. Н. ф. - забота.
3. Пост.: неодуш., нариц., ж. р., 1 скл.
4. Непост.: ед. ч., И. п.
5. (что?) забота - подлежащее.
Вернуться к содержанию учебника