Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
№263 учебника 2011-2018 (стр. 107):
1. Сохраняя орфоэпические пометы, выпишите из орфоэпического словарика все прилагательные и распределите по группам слова, в которых возможны ошибки: а) только в произношении; б) только в ударении; в) как в произношении, так и в ударении; г) в образовании грамматической формы. Прочитайте прилагательные в соответствии с орфоэпическими пометами.
2. Используя записанные слова и материалы § 24, выделенные цветом, подготовьте высказывание на тему «Правильное употребление в речи имён прилагательных».
№263 учебника 2019 (стр. 98):
№263 учебника 2021-2022 (стр. 98):
Найдите сложные имена прилагательные. Как они пишутся? В зависимости от написания распределите их в два столбика вместе с определяемым словом.
1) Ярко-белая вспышка молний прорезала* ночное небо.* Она выхватила глинобитное строение у самой реки. 2) За рекой бело-матовые очертания* гор, куда стремился наш маленький геологоразведочный отряд. 3) Север нашей страны давно интересовал меня, но я бывал лишь в Ханты-Мансийском национальном округе. Теперь предстояла поездка* в северо-восточную территорию на Новосибирские острова.
№263 учебника 2020 (стр. 110):
1. Пользуясь материалами предыдущего упражнения, выпишите названия перечисленных выше пяти способов образования имён прилагательных, а также по одному примеру, иллюстрирующему каждый способ. Добавьте собственные примеры.
2. Из орфографического словарика учебника выпишите все прилагательные на букву а. Какой способ словообразования они иллюстрируют? Докажите.
№263 учебника 2023-2024 (стр. 99):
Из произведений художественной литературы выпишите примеры употребления имён существительных в переносном значении. Определите, какие виды тропов (метафора, олицетворение, эпитет) использованы автором.
№263 учебника 2019 (стр. 98):
№263 учебника 2021-2022 (стр. 98):
Обратитесь к темам:
№263 учебника 2020 (стр. 110):
Обратитесь к теме : "Способы словообразования".
№263 учебника 2011-2018 (стр. 107):
а) ку[п’э]ейный, лё[х’к’]ий, мело[ч’н]ый, су[ф’]иксальный.
б) а́вгустовский, грунтова́я, домо́вая, домо́вый, ку́хонный, ли́вневый, му́скулистый и мускули́стый, сливовый, слогово́й, языково́й.
в) жестка́ [ыэ], начата́ [иэ], отнята́ [иэ], поднята́ [иэ].
г) бле́дный (бле́ден, бледна́, бле́дно, бле́дны и бледны́), ве́рный (ве́рен, верна́, ве́рно, верны́), взя́тый (взят, взята́, взя́то, взя́ты), гро́мкий (гро́мок, громка́, гро́мко, гро́мки), далёкий (далёк, далека́, далёко и доп. далеко́, далеки́ и далёки), дешёвый (дёшев, дешева́, дёшево, дёшевы), жёсткий (ёсток, жестка́ [жыэ], жёстко, жёстки), за́литый (за́лит, залита́, за́лито, за́литы), за́нятый (за́нят, занята́, за́нято, за́няты).
№263 учебника 2019 (стр. 98):
№263 учебника 2021-2022 (стр. 98):
Через дефис | Слитно |
Ярко-белая вспышка, бело-матовые очертания, в Ханты-Мансийской округе, в северо-восточную территорию. | Глинобитное строение, геологоразведочный отряд, на Новосибирские острова. |
Прорезала, очертания, поездка.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое.
№263 учебника 2020 (стр. 110):
1. Приставочный способ: весёлый → невесёлый.
2. Суффиксальный: тополь → тополиный.
3. Приставочно-суффиксальный: берег → прибрежный.
4. Сложение с соединительной гласной: мороз + о + устойчивый → морозоустойчивый.
5. Сложение с добавлением суффикса: Древняя Русь → древнерусский.
2. Аморальный ← моральный (приставочный способ);
антигуманный ← гуманный (приставочный способ);
антидемократический ← демократический (приставочный способ);
антинародный ← народный (приставочный способ);
аполитичный ← политичный (приставочный способ);
аритмичный ← ритмичный (приставочный способ).
№263 учебника 2023-2024 (стр. 99):
Но остался влажный след в морщине старого утеса. (М. Лермонтов)
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (С. Есенин)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет...(А. Пушкин)
Вернуться к содержанию учебника