Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
№280 учебника 2011-2018 (стр. 114):
Прочитайте тексты, всмотритесь в их строение и подумайте над тем, как достигается выразительность речи. Обратите внимание на способ и средства связи, наличие зачина или концовки обобщающего характера.
1) Старые воробьи и воробьихи научат воробьят всему, что нужно знать образованному воробью. Они выведут их на лужайку и научат ловить бабочек, жучков, гусениц. Они вызовут их из кустов на проезжую дорогу и научат разыскивать хлебные зёрнышки. Они поведут их в сад, в огород, на гумно, покажут им, как там нужно хозяйничать, растолкуют, кого бояться, где прятаться. (По М. Богданову)
2) Я люблю гостей. Я люблю посмеяться... Я люблю ходить в зоопарк. Я много чего люблю. (По В. Драгунскому)
№280 учебника 2019 (стр. 104):
№280 учебника 2021-2022 (стр. 104):
УЧИМСЯ СОБИРАТЬ И СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ
1. Сравните теоретический материал в § 29 с материалом в таблице. Какие формы предъявления информации они иллюстрируют? В чём преимущество каждой из этих форм и когда их целесообразно использовать?
-и́ный | -аный -яный | -онный -енный | ный | нный |
2. Заполните таблицу примерами. Пользуясь этой таблицей и материалами § 29, расскажите, в каких суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных, пишутся одна или две буквы н.
№280 учебника 2020 (стр. 116):
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
1) Ночь была ясная, (звёздно) лунная. 2) Листва л..жилась на лесную дорожку (бледно) жёлтым пятном. 3) В солнечный день осенью на опушке леса соб..рались м..л..дые (разно) цветные осинки. 4) Старое дерево снизу почти ум..рло, и на каждой веточке в..сит (длинная) предлинная (серо) зелёная борода. 5) Барсук чуть пок..зал нос и в тот же миг спрятался. Через (пол) часа он вновь пок..зал нос, подумал и вовсе скрылся в норе. 6) Я был св..детелем р..ждения мороза... Только по очень ярко зеленеющей озими можно было различить такой день от (ранне) весеннего. 7) Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как заб..рался наверх по дереву за бл..стящими, (чёрно) лаковыми ягодами. (М. Пришвин)
2. Подчеркните сложные слова как члены предложения.
3. Поясните правописание корней с пропущенными буквами.
►ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ Белевший (бе́лый), замер (замирать).
4. Укажите грамматические основы в выделенных предложениях.
5. Составьте схему четвёртого предложения.
№280 учебника 2023-2024 (стр. 106):
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Расскажите о согласных звуках русского языка но плану, используя слова для справки и таблицы «Трудные случаи фонетического и орфоэпического анализа» (см. справочные материалы учебника).
1. Согласные звонкие и глухие. Согласные непарные глухие и непарные звонкие.
2. Согласные твёрдые и мягкие. Согласные непарные твёрдые и непарные мягкие.
3. Оглушение звонких согласных перед глухими согласными и на конце слова.
4. Озвончение глухих согласных перед звонкими согласными.
► ДЛЯ СПРАВКИ Дро[ст] (дрозд), [з]бежать, [т]о[рт], [к]ора[бл’], [ст]оро[ш], [j’о́]лка, [ц]ель, [ч’]а[щ’]о́[б]а.
№280 учебника 2020 (стр. 116):
Вставим пропущенные буквы и раскроем скобки:
Грамматическая основа - это подлежащее и сказуемое.
№280 учебника 2011-2018 (стр. 114):
1) Выразительность достигается параллельным строением текста и повтором как средством связи слова "они". В тексте присутствует зачин - первое предложение.
2) Выразительность достигается параллельным строением текста и повтором как средством связи слов "я люблю". В тексте присутствует обобщающая концовка - последнее предложение.
№280 учебника 2019 (стр. 104):
№280 учебника 2021-2022 (стр. 104):
1. Материал и таблица знакомят с одним и тем же правилом, но по-разному. Материал дан для детального и полного погружения в новую информацию, а таблица иллюстрирует правило примерами, чтобы наглядно всё показать.
2.
-иный: | пчелиный, соболиный, утиный, бобриный. |
-аный, -яный: Слова-искл.: | кованый, ломаный, серебряный, глиняный. деревянный, стеклянный, оловянный. |
-онный: | станционный, традиционный, авиационный. |
-енный: | мужественный, соломенный, тыквенный. |
ный: | холодный, ужасный, народный, честный. |
нный: | лимонный, пленный, коленный, настенный. |
№280 учебника 2020 (стр. 116):
1) Ночь была ясная, звёздно-лунная. 2) Листва ложилась на лесную дорожку бледно-жёлтым пятном. 3) В солнечный день осенью на опушке леса собирались молодые разноцветные осинки. 4) Старое дерево снизу почти умерло, и на каждой веточке висит длинная-предлинная серо-зелёная борода. 5) Барсук чуть показал нос и в тот же миг спрятался. Через полчаса он вновь показал нос, подумал и вовсе скрылся в норе. 6) Я был свидетелем рождения мороза... Только по очень ярко зеленеющей озими можно было различить такой день от ранневесеннего. 7) Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как забирался наверх по дереву за блестящими, чёрно-лаковыми ягодами. (М. Пришвин)
3. Ложилась, собирались, умерло, забирался, блестящими - правописание гласных в корне с чередованием зависит от суффикса А: лага - лож, бира - бер, мира - мер, блиста - блест;
молодые (мо́лод, моло́же), висит (ви́с), показал (пока́жет), свидетелем (ви́деть), рождения (ро́ды), различить (разли́чие) - проверяемая гласная.
5.
№280 учебника 2023-2024 (стр. 106):
1. Согласные звуки бывают глухими и звонкими, а также образуют пары по звонкости и глухости. Например, [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к] и другие.
Непарные глухие звуки: [ц], [х], [х’], [ч’], [щ’].
Непарные звонкие звуки: [й’], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].
2. Согласные звуки также образуют пары по твёрдости-мягкости. Например: [б] - [б’] , [в] - [в’], [т] - [т’] и другие.
Однако, некоторые звуки остаются всегда мягкими ( [й’], [ч’], [щ’] ) или всегда твёрдыми ( [ж], [ш], [ц] ).
3. Звонкие согласные оглушаются перед глухими согласными или на конце слова (дро[ст] - дрозд).
4. Глухие согласные озвончаются перед другими звонкими согласными ([з]бежать - сбежать).
Вернуться к содержанию учебника