Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
№299 учебника 2011-2018 (стр. 120):
Найдите в текстах повторы-недочёты. Устраните их, используя разные способы правки. Перепишите исправленные тексты.
1) Передо мной игрушка из дерева — конёк. Конёк маленький. Вместо ног у конька колёсики. Конёк тёмно-коричневый, местами тёмно-зелёный, с ярким орнаментом. На шее оранжевая и зелёная полоски. Спинка у конька похожа на волны в море или океане. А глаза у конька чёрные, сверкающие.
2) Вдруг я увидела подберёзовик. Подберёзовик был очень интересным. Шляпка у него была огромная, а ножка широкая, но не очень высокая. Срезала я подберёзовик и увидела, что он совсем не червивый. Очень довольная и немного усталая, я пошла домой.
№299 учебника 2019 (стр. 111):
№299 учебника 2021-2022 (стр. 111):
1. Внимательно рассмотрите репродукцию картины Аркадия Александровича Пластова (1893—1972) «Сенокос» (1945 г.). Почему это произведение создаёт настроение ликующей радости? Какими красками пользуется художник, чтобы изобразить пёстрый ковёр цветущего луга, пронизанные солнечными лучами деревья?
2. Спишите текст, описывающий картину А. А. Пластова «Сенокос». Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, раскройте скобки. Оцените роль прилагательных в данном описании.
Июнь. Сенокос. Мы словно слыш..м, как звучит каждый цв..ток из этого (тыс..че) цветного букета и как звенят нежными а(к, кк)ордами сиреневые, голубые, л..зоревые, б..рюзовые, ж..лтые, пь.франные, (пунц..во) багря(н, нн)ые, пурпурные и золотые колеры. Мощно звучат трубы вознесённых ввысь (бело) ствольных берёз, и, как а(к, кк)омпан..мент этой пол..фонии июня, ра(с, ссыпаются серебр..(н, нн)ой трелью ми(л, лл)ионы листьев. (По И. Долгополову)
3. Существует два варианта произношения выделенного слова. Какие это варианты? Проверьте свои предположения по орфоэпическому словарику учебника.
4. Напишите небольшой текст по данной картине. Используйте в своём сочинении прилагательные для более точного и выразительного описания картины и своего отношения к ней.
№299 учебника 2020 (стр. 125):
Составьте и запишите словосочетания по схеме "прил.+сущ.", выбирая наиболее близкое по смыслу прилагательное для каждого существительного.
крик жест взгляд вид фигура | грозный угрожающий зловещий |
№299 учебника 2023-2024 (стр. 112):
1. Перед вами отрывок из романа Дмитриевича Нарки́совича Мамина-Сибиряка (1852 - 1912) "Горное гнездо". Выпишите из текста слова, соответствующие морфемным моделям ный и истый. Какой частью речи являются эти слова? Определите, в каких грамматических формах они употреблены.
Трава просила дождика. Даже берёзы и рябины стояли сонные в окружавшей их знойной* истоме. Из хвойного леса несло тяжёлым смолистым* запахом, кружившим голову. Небо было чисто, и только на западе, над кривой линией гор, ярко блистала гряда пушистых облаков, точно свод небесный был обложен волнами белоснежного* дорогого меха...
Дорога вилась пыльной лентой по холмистой местности, огибая гряды лесистых горок, которые тянулись к востоку, где неправильной* глыбой синел Рассыпной Камень. (Д. Мамин-Сибиряк)
2. Составьте и запишите предложения по данным схемам, объясните постановку в них знаков препинания.
3. Запишите текст под диктовку. Затем проверьте и оцените свою работу.
№299 учебника 2019 (стр. 111):
№299 учебника 2021-2022 (стр. 111):
Вставим пропущенные буквы и раскроем скобки:
№299 учебника 2023-2024 (стр. 112):
Обратитесь к теме "Словообразовательный анализ".
№299 учебника 2011-2018 (стр. 120):
Исправленные тексты:
1) Передо мной игрушка из дерева — маленький конёк с колёсиками вместо ног. Он тёмно-коричневый, местами тёмно-зелёный, с ярким орнаментом. На шее оранжевая и зелёная полоски. Спинка у конька похожа на волны в море или океане, а глаза чёрные, сверкающие.
2) Вдруг я увидела очень интересный подберёзовик. Шляпка у него была огромная, а ножка широкая, но не очень высокая. Срезала я подберёзовик и рассмотрела, что он совсем не червивый. Очень довольная и немного усталая, я пошла домой.
№299 учебника 2019 (стр. 111):
№299 учебника 2021-2022 (стр. 111):
1. Произведение А. А. Пластова "Сенокос" создаёт настроение ликующей радости, так как на нём изображается родная природа в пышном цветении. Пёстрый ковёр цветущего луга художник изображает разноцветными красками.
2. Июнь. Сенокос. Мы словно слышим, как звучит каждый цветок из этого тысячецветного букета, и как звенят нежными аккордами сиреневые, голубые, лазоревые, бирюзовые, жёлтые, шафранные, пунцово-багряные, пурпурные и золотые колеры. Мощно звучат трубы вознесённых ввысь белоствольных берёз, и, как аккомпанемент этой полифонии июня, рассыпаются серебряной трелью миллионы листьев. (По И. Долгополову)
3. Пу́рпурные и пурпу́рные.
4. Картина А. А. Пластова "Сенокос" пестрит насыщенно-разноцветными красками. Ярко-зелёная кудрявая листва берёз ловит солнечный свет. Среди лазоревых, розовых, нежно-голубых, жёлтых, оранжевых цветов не сразу удаётся разглядеть силуэты работающих людей. Работники скоро скосят всё это буйство красок. Художнику удалось запечатлеть краткий миг наивысшего расцвета природы
№299 учебника 2020 (стр. 125):
Грозный крик, угрожающий жест,
зловещий взгляд, угрожающий вид,
зловещая фигура.
№299 учебника 2023-2024 (стр. 112):
1. ный : сонные, знойной, хвойного, пыльной.
истый : смолистым, пушистых, холмистой, лесистых.
В тексте эти прилагательные употреблены в разных грамматических формах (у них другие окончания).
2. 1. Сверкнула молния, и тотчас раздался оглушающий гром. (запятая стоит между частями сложного предложения)
2. Братья играли и читали сказки и стихи. (запятых нет между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И)
3. Трава просила дождика. Даже берёзы и рябины стояли сонные в окружавшей их знойной истоме. Из хвойного леса несло тяжёлым смолистым запахом, кружившим голову. Небо было чисто, и только на западе, над кривой линией гор, ярко блистала гряда пушистых облаков, точно свод небесный был обложен волнами белоснежного дорогого меха...
Дорога вилась пыльной лентой по холмистой местности, огибая гряды лесистых горок, которые тянулись к востоку, где неправильной глыбой синел Рассыпной Камень. (Д. Мамин-Сибиряк)
Знойной ← зной (суффиксальный способ).
Смолистым ← смола (суффиксальный способ).
Белоснежного ← белый + о + снежный (сложение с соединительной гласной).
Неправильной ← правильный (приставочный способ).
Вернуться к содержанию учебника